"Почемучка"
страничка для любопытных
На вопросы о методике отвечала Ярешко Валерия Анатольевна – кандидат культурологии, доцент РГПУ им. А.И. Герцена, дирижёр-хормейстер академического хора, ученица Д. Е. Огороднова с 1991 года (официальный сайт вокально-хоровой студии "Тоника" http://tonikart.ru/).
 
В чём заключается уникальность и особенная ценность методики Д.Е. Огороднова?
 
Методика Д.Е. Огороднова – это комплексная система воспитания певца и музыканта, учитывающая как законы акустики, так и законы работы центральной нервной системы человека. Она достаточно сложна для освоения, потому пока мало специалистов, работающих по ней. Но все, кто применяет методику Дмитрия Ерофеевича в своей работе, добиваются поразительных результатов. Она подходит для людей разных возрастов и обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Для детей, воспитанных по этой методике, в подростковом возрасте проблемы мутации не существует: их голоса не «ломаются», а плавно трансформируются в красивые, благородные голоса юношей и девушек.
Есть ещё одна немаловажная особенность. Даже если человеку от природы «слон на ухо наступил», но при этом у него есть большая потребность в получении музыкального образования, ему даётся реальный шанс откорректировать состояние своего здоровья и успешно реализовать собственный творческий потенциал! В системе Д.Е. Огороднова никто не «отбраковывается»: у каждого, кто готов настойчиво работать над собой, появляется возможность стать не просто певцом и музыкантом, но разносторонне одарённым человеком.
 
В это очень трудно поверить. Неужели так вот элементарно просто можно решить проблему отсутствия у человека музыкальных способностей?
Не «элементарно просто», но решить можно. Необходимо запастись терпением и целенаправленно работать, корректируя свою изначальную природу при помощи специальных упражнений. Причём предполагается как самостоятельная работа, так и работа под руководством педагога. И если есть твёрдое намерение развивать себя в данном направлении – успех обязательно придёт!
 
А в чём именно заключается коррекционное воздействие?
В первую очередь это телесно-ориентированная работа с музыкальным слухом. Акцент делается именно на ней, потому что точная интонация является первым, главным и абсолютно необходимым условием вокального исполнительства. Ничто так не портит общее художественное впечатление, как неточная интонация. Даже малейшее отклонение от нужного тона сразу же обесценивает все остальные достоинства певца. «Он фальшивит» звучит как приговор. «Фальшивит» - значит врёт, а если врёт – нечего ему делать на сцене! Сцена – это сакральное пространство, предъявляющее к каждому максимальные требования. И главное требование - быть правдивым, искренним и убедительным в своей искренности! Поэтому работа со слухом, с внутренней настройкой личности имеет первостепенную важность!
Однако нельзя сказать, что при этом не развиваются другие способности. Комплексы упражнений, разработанные Д. Е. Огородновым, кардинально отличаются от других техник работы с голосом как раз тем, что воздействие на все психофизиологические параметры личности происходит одновременно. То есть, развивается музыкальный слух - параллельно формируется тембр голоса, укрепляется певческое дыхание, появляется чувство метро-ритма, чувство музыкальной формы.
 
А в чём именно заключается отличие техники постановки голоса по методике Д.Е. Огороднова от традиционных техник работы с голосом?
Традиционный подход к постановке голоса заключается в том, что организм человека рассматривается как некий стандартный набор физиологических составляющих – без учёта уникальности каждого поющего. Главное – активизировать ту или иную группу мышц: остальное приложится! Для этого используются упражнения, нацеленные, прежде всего на то, чтобы «вытащить» из человека звук - погромче и поплотнее: «вызвучить» его. И, как правило, забывают при этом, что пение – это, прежде всего, музыкальное мышление, живой процесс воссоздания во времени художественных смыслов и образов по законам музыкальной формы.
 
Но разве можно игнорировать силу голоса?
Во все времена именно сильный и красивый голос считался безусловной ценностью, редким даром. Да и сам процесс постановки голоса у большинства людей связывается, прежде всего, с приобретением навыка петь громко и уверенно, используя дыхание как твёрдую опору.
Силу голоса как таковую, - без силы эмоционально-интеллектуального переживания, - можно уподобить вокальному культуризму. Да, впечатляет! Но ради чего, во имя чего? Как правило, такие голоса не обладают достаточной гибкостью и как бы выкрашены в один цвет. А между тем все великие певцы прошлого и современности как раз и отличаются от певцов средней руки тем, что могут передавать в голосе различные эмоционально-смысловые оттенки, умеют мгновенно меняться, быть предельно выразительными и при громком, и при тихом пении. Именно отсутствие «мясистой» плотности в тембре голоса, его эмоциональная гибкость, полётность, осмысленность вызывает в слушателях художественное потрясение, невольные слёзы восторга…
Поэтому, чтобы добиться художественного результата, научить свой голос быть гибким, умным, послушным, мы должны «приручить» его, взять в свои руки, научиться общаться с ним при помощи рук. Постановка голоса по методике Д.Е. Огороднова предполагает работу над голосом через пластику жеста. Без рук – никуда!
 
То есть, руки участвуют в постановке голоса?
И не только голоса! Весь комплекс музыкальных способностей формируется благодаря активной работе рук. Руки – это наш второй артикуляционный аппарат, а ещё их называют «второй головной мозг»! Руки играют в судьбе каждого человека колоссально важную роль, но в обыденной жизни мы мало над этим задумываемся… Зато специалисты, занимающиеся коррекционной педагогикой, прекрасно понимают, что между состоянием рук человека и свойствами его личности существует самая непосредственная связь!
 
А не станет ли необходимость использовать движения рук при пении дурной привычкой, от которой впоследствии будет трудно или даже невозможно избавиться?
Движение рук – это жест, а жест – эмоционально-смысловое проявление личности. Есть жест внешний, и есть жест внутренний – некий импульс, предваряющий внешний жест. Наши эмоционально-двигательные проявления, как правило, спонтанные и бессистемные. Но область искусства предполагает их гармонизацию. Через движение рук, организованное по законам развития музыкальной формы, мы пробуждаем свою эмоциональную сферу, делаем проявление эмоций наглядным и управляемым. Постепенно, по принципу обратной связи, внешний жест формирует внутреннее чувство лада, чувство музыкальной формы, и это – настоящее чудо! С появлением внутренней формы потребность в специальной двигательной активности отпадает, так как возникает естественное, изящное равновесие между внутренними реакциями и их внешним проявлением. Никакой чрезмерности - ни в голосе, ни в жесте: во всём – идеальная мера и баланс!
 
Если методика Д. Е. Огороднова настолько эффективна, почему она до сих пор не получила широкого распространения?
Почему не получила?!.. Она получила мировое распространение и признание! Методика родилась 50 лет назад в Ленинградской области, а корни пустила – в Москве, на Украине, в Белоруссии, в Европе, Америке, и даже в Австралии!…
 
Тогда почему жители Санкт-Петербурга почти ничего об этом не знают?
«Пророка нет в Отечестве своём…»… А если серьёзно, главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что пока нет развитой системы подготовки специалистов. Дмитрий Ерофеевич потратил много сил и времени на то, чтобы «привить» методику среди музыкантов всех уровней, но заложенная в её основу система ценностей во многом противоречит целям и задачам государственной системы музыкального образования…
 
То есть, методика Д.Е. Огороднова находится в некоторой оппозиции по - отношению к традиционной системе музыкального образования?
Явной оппозиции нет, но, можно сказать, существует скрытая оппозиция – не внешняя, а, скорее, внутренняя. Дело в том, что сама методика представляет собой совершенно полноценную, альтернативную систему музыкального образования. Альтернативную, потому что музыкальная компетентность на уровне профессионализма – не самоцель, а всего лишь побочный эффект данной методики. И если цель государственной системы музыкального образования – подготовка дипломированных специалистов, то конечная цель методики Д.Е. Огороднова – формирование ЧЕЛОВЕКА: эстетически развитого и всесторонне одарённого - ЧЕЛОВЕКА ГУМАННОГО! В этом, на мой взгляд, её главная ценность!
 
Поэтому Вы и собираетесь сделать методику всеобщим достоянием?
Хотелось бы. Ведь адресована она всем без исключения…
Сегодня методика Д.Е. Огороднова «широко известна в узких кругах», но для успешного её распространения необходимо создать самостоятельную образовательную структуру. И работа в этом направлении ведётся. Уже с осени этого года заинтересованные специалисты, работающие в области музыкальной и коррекционной педагогики, а также учителя начальных классов, смогут пройти курсы повышения квалификации на кафедре «Эстетического воспитания» Института Детства, РГПУ им. А. И. Герцена. Начинает работу Творческий центр «Тоника», куда сможет обратиться каждый, кто хочет овладеть своим голосом – независимо от возраста, образования и «базовых» способностей…
Используются технологии uCoz